220030, г.Минск, ул. Володарского, 16 +375 17 365 46 94 для слабовидящих
БЕЛ РУС ENG
Соответствует ли форма содержанию, или почему книги прямоугольные.

Признаемся честно: мы без ума от книг. Но задумывались ли вы хоть раз, почему они выглядят именно так? И карманные книжки размером с кленовый лист, и огромные словари, которые вы едва удержите в руках, почти всегда имеют одну и ту же форму – прямоугольник, причём почти одних и тех же пропорций. Так в чём же дело? В современной печати или же в нас самих? Начинаем расследование!

Маленькие и большие книги, в мягких и твёрдых обложках, с иллюстрациями и без – чарующая магия слов работает везде, поэтому неизбежно на наших полках оказываются издания всех сортов и категорий. Но стоит попытаться организовать их на этих самых полках, как начинается сущий ад, – ведь все они разные! Даже в рамках одной категории книги могут отличаться размером. Но кое-что их всё же объединяет – форма. Почти всегда это прямоугольник, где соотношение ширины и высоты примерно 5:8. Думаете, это особенность современной печати? Как бы не так! Даже самые старые книги в мире примерно такой же пропорции – разве что чуть более узкие.

   

Так почему же? Да, треугольные и круглые книги кажутся глуповатой идеей и остаются прерогативой литературы для дошкольников. Но что насчёт квадратных? И почему книги в форме горизонтальных прямоугольников не так часто встречаются? Слишком многое сошлось в идеальной форме современной книги, поэтому взглянем на её форму с трёх сторон – анатомии читателя, истории публикации и, наконец, настоящей магии чисел.

Так почему книги прямоугольные?

Потому что мы так устроены

Как мы можем предположить, целевая аудитория книг – люди. Во время чтения мы, несовершенные создания, бегаем взглядом по тексту и можем обработать только определённую длину строки. Слишком длинная – и мы забываем, с чего всё начиналось. Слишком короткая – и мы легко отвлекаемся, перескакивая со строчки на строчку. Роберт Брингхерст в своей книге «Основы стиля в типографике» устанавливает оптимальный размер строки – от 45 до 75 символов. Идеальный вариант – 66 символов в строке. Вы когда-нибудь задумывались, почему в таких широкоформатных изданиях, как газеты, текст разбивается на столбики? Вот поэтому. Для сохранения оптимальной длины строк и вашего читательского комфорта.

Но не только глаза играют важную роль в процессе чтения. Ещё один элемент – это руки. Первые переплетённые книги читались со специальных пьедесталов, но сегодня мы читаем в метро, на бегу, в уютных креслах и всегда при этом держим книгу в руках. Так что вполне логично, что пропорции книг подстроены под размеры наших конечностей. Едва ли узкую длинную книгу будет удобно читать по дороге на работу! Поэтому теперь, когда нам приходится удерживать книги во время чтения, они стали значительно меньше – и короче.

Потому что так сложилась история книги

Конечно, книги не всегда имели современный вид. До них были свитки: слишком тонкий папирус рассыпался при попытке сложить его, так что подобная форма была единственным вариантом. При этом уже на античных свитках текст записывался столбцами.

История же более-менее современной формы книги начинается с изобретения пергамента. Его делали из козьих и овечьих шкур, которые по биологическим причинам очень удобно обрезать в прямоугольники. Эти самые прямоугольники отлично складывались в несколько раз и исписывались с обеих сторон – плоть к плоти, шерсть к шерсти (звучит неприятно, но такова суровая реальность книгопечатания). Листы, правда, получались разных размеров, и это зависело от количества сложений самого листа, а ещё от размеров чана, где вымачивалась кожа, рамки, где она сушилась, и ещё от множества факторов. В Болонье к 1389 году даже завели специальный камень, на котором были вырезаны стандартные размеры страниц. Помогло ли это? На самом деле, да.

Большинство книг, опубликованных до 1500 года, были в формате in folio – размером в половину типографского листа. На современный лад, это размер А3 – не слишком компактное чтиво. Всё изменяет итальянский книгопечатник Альд Мануций – ему же мы должны быть благодарны за точку с запятой, курсив и, наконец, маленькие книги. Мануций совершил революцию в области книгопечатания и начал выпускать книги в формате in octavo – современный размер А5. Вот так, начиная с итальянских переносных «справочников», книги приблизились к современному формату не только по своим пропорциям, но и по размеру.

Потому что такова математика

Да, вы не ослышались. Есть серьёзное математическое объяснение тому, почему книги именно такого формата и не могут стать лучше.

Если кратко: существуют пропорции, которые математически вычислены как идеально подходящие для страницы книги и при этом эстетически прекрасные. В своей книге «Divina Proporción Tipográfica» Рауль Розариво приводит измерения множества книг эпохи Ренессанса и приходит к выводу: все они следуют определённому канону. В эту эпоху для всего существовал «золотой канон» и построение страницы не стало исключением – тогда, правда, идеальной пропорцией считалось 2:3. Благодаря такой пропорции страницы делились на девятые доли, а внизу наконец образовались широкие поля – книгу можно было держать снизу, не перекрывая пальцами текст.

Но на этом математика не заканчивается! Хотя «золотое число Розариво» – это 1,5; «золотое сечение» всё же около 1,618. Оно до сих пор используется в книжном дизайне – от Библии до бестселлеров. И по этому золотому сечению книга всё ещё прямоугольник, примерно 5:8. Идеально.

Наука движется вперёд, с каждым годом в нашу жизнь входит всё больше невероятных изобретений, но некоторые вещи уже идеальны и не требуют улучшений. Например, форма книги. До тех пор, пока у нас есть глаза, руки, история и умение считать, они останутся преимущественно прямоугольными – и это прекрасно!

К слову, электронные книжки – тоже прямоугольные.

Подготовлено по материалам Национальной бибилиотеки Республики Беларусь.

В торговых объектах РУП "Белсоюзпечать" имеются в продаже книги отечественных и зарубежных писателей на белорусском и русском языке.