Пожалуй, история чтения – самый любопытный и нестандартный элемент книжной культуры, ведь процесс так естественен! Мы задумываемся о происхождении книжных корешков, закладок, заглавных букв и архетипичных сюжетов, но как насчёт самого чтения? От глиняных табличек к библиотекам, от чтения вслух к скорочтению: увлекательная история всё это время была у нас под носом. Самое время в ней разобраться.
Акт первый: очень практичный старт
Очертим вводные: ориентировочно Месопотамия, примерно 4000 г. до н.э., в одном процветающем городе неизвестный человек совершает революцию в истории человечества – рисует на глине несколько закорючек, символизирующих быка. Зарождается письменность. Со временем (к 2600-м гг. до н.э.) оформляется клинопись, а вместе с письмом неотъемлемо появляется и чтение. На глиняных табличках фиксируются списки товаров, законы и рецепты пива в форме религиозных песнопений. Удобно и практично. Более того, в текстах даже появляется обращение к читателю – не «дорогой читатель», конечно, но всё же лучше, чем ничего. К слову, такое обращение впервые появилось в одном из текстов первого известного по имени автора – Энхедуанны, аккадской царевны и верховной жрицы. Да, «Поучения Шуруппы» древнее, но вот под ними как-то никто не подписался. В общем, на этом этапе чтение – умение священное, далеко не для всех, и даже члены царских семейств не всегда им владели. А заодно священными сочли и птичек: уж больно их следы напоминают клинопись.
Акт второй: чтение как перфоманс
Ранние письменные тексты предназначались для чтения вслух. Все символы писались непрерывным потоком: опытный читатель на ходу разберётся, что да как, никакой нужды в пунктуации. Первые попытки поделить бесконечные строки на предложения, конечно, состоялись ещё около II в. до н.э., но вышло как-то неубедительно – становление точек-запятых ещё впереди. Итак, люди по большей части неграмотные, а чтение продолжает быть навыком избранных. Впрочем, у масс всё ещё есть возможность причаститься к высокой литературе – на публичных чтениях.
Формат простой: собирается группа людей, среди которых минимум один владеет сакральным навыком преобразования написанного в связные звуки, и происходит чтение вслух. Такие мероприятия проходили при монастырях (да, чтение Библии тоже считается), монарших дворах и на площадях по праздникам. С Античности и до XIX века чтение вслух считалось вполне себе приемлемым развлечением во время ужина – даже в семьях с более скромным достатком. К примеру, чтение книг вслух было частью ежедневного расписания Джейн Остин.
Но вернёмся к истокам. В V веке до н.э. Геродот читал свои работы на трибуне Олимпийских игр. Представьте, какая публика! В целом публичные чтения в Античности были частым явлением. В докнижную эпоху произведения просто заучивались наизусть и, соответственно, претерпевали постоянные изменения: как чтец запомнил, так и рассказал. В итоге, чтение превращается в настоящий перфоманс: люди требуют зрелищ, в ход идут актёрские навыки, жестикуляция и глубокий мягкий баритон.
Со временем популярность публичных чтений то уменьшалась, то, наоборот, возвращалась с прежней силой, но традиция сохранялась веками. Собственно, со временем публичность таких мероприятий несколько уменьшалась: вместо чтения на площадях и стадионах люди собирались узким дружеским кругом в своих домах вокруг книги и самого артистичного человека в компании. В конце концов, примерно так распространялись труды Жан Жака Руссо. Власти дореволюционной Франции были не в восторге от его произведений, вот и приходилось нести мысль в массы тайком и порционно. Последний способ обрести лояльную публику.
Акт третий: ни звука больше!
Итак, ранее уже упоминалось: тексты предназначались для чтения вслух, а не для простого просмотра. Поэтому ничего удивительного в том, что всякое чтение про себя воспринималось чуть ли не диковинкой и сверхъестественной способностью. Сейчас, конечно, это звучит смешно, но есть байка, что в 330 г. до н.э. Александр Македонский прилюдно прочёл письмо от своей матери – и не произнёс ни слова! Войска молчат в благоговении. Значительно позже, в IV веке н.э. Аврелий Августин пишет в своей «Исповеди» другую ошеломительную новость: его наставник, Амвросий Медиоланский, «читал, глаза его бегали по страницам, сердце доискивалось до смысла, а голос и язык молчали». Шок.
Молчаливое чтение, к слову, также начинается с монастырей – точнее, с их библиотек, ведь именно там уже в IX веке зафиксировано простое правило: работать надо молча. Собственно, вот так библиотеки и стали местом непрерывного молчания. Что было до IX века? Шум, гам, экспрессивные обсуждения. В следующий раз, мечтая побывать в Александрийской библиотеке, попробуйте вообразить не только невероятный кладезь знаний, но и спорящих над ним читателей.
Итак, грамотность населения постепенно росла, пунктуация распространялась, язык упрощался, а в книжках появились картинки, так что чтение становилось всё более лёгким занятием. А если читать в целом проще – то почему бы не делать это молча? Больше не нужны посредники, можно постигать все истории самому. Чтение становится куда более личным. Чосер, к примеру, рекомендовал читать в постели, Омар Хайям и Мэри Шелли – выбираться на открытый воздух, а Генри Миллер и Марсель Пруст частенько листали книги в ванной комнате. В общем, больше никого чтением про себя не удивить.
Интермедия: газеты тоже считаются
Итак, отдельный этап в истории чтения – распространение периодических изданий. В начале XVII века начинают активно печататься газеты, и если многотомные серьёзные книги всё ещё увлекали далеко не всех, периодика была интересна буквально каждому. Надо же как-то оставаться в курсе новостей. Люди читают – да, короткие статьи, зато с завидной регулярностью. К тому же чуть позже в газетах начинают публиковать романы – по частям, разумеется. К примеру, «Посмертные записки Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса постепенно появлялись именно в журналах – с 1836 по 1837 г. В итоге, такая простая форма помогала популяризации чтения, а заодно подогревала интерес читателей к произведениям.
Ещё одна интермедия: библиотеки
Об истории самих библиотек можно говорить долго (и мы, конечно, однажды непременно так и сделаем), но сегодня нас интересует несколько другой аспект. Как изменили библиотеки само чтение? В целом идея систематизации письменных текстов и собирания их в одном месте гораздо старше первых формальных библиотек. А вот современный формат они приобрели куда позже. В XVIII веке библиотеки наконец становятся более публичными и позволяют брать книжки на дом. Теперь не обязательно часами торчать в библиотечном зале, ведь можно делать ровно то же самое в собственной комнате и при этом не платить деньги за саму книгу. Удобно. Более того, теперь, когда интересующую книгу стало проще достать, увеличилась и популярность книжных клубов.
Акт четвёртый: чтение сегодня
Итак, библиотеки есть, книги доступны, читать умеют буквально все. Казалось бы, вот она, идиллия? Но тут умудрились вмешаться цифровые технологии. Наверняка, вы частенько слышали упрёки в сторону молодого поколения: не читают совсем, уткнулись носами в свои компьютеры и активно деградируют. Может, вы и за собой заметили, что читать объёмные тексты становится всё сложнее, хочется скорее пробежаться глазами по странице, жадно поглотить информацию и бежать дальше, за новой историей. Собственно, причина этого весьма очевидна: чтение адаптируется к современным условиям – в том числе и цифровым носителям. Согласитесь, теперь мы куда реже открываем бумажные издания, а большую часть информации получаем с экранов телефонов и компьютеров. Собственно, такие носители быстрые, удобные и куда более многозадачные, поэтому и информация с их помощью усваивается в считанные секунды. Меньше времени уходит на чтение в целом и критический анализ в частности. Плохо ли это? Нет, просто по-другому. Чтение, словно живой организм, меняется, адаптируется, но не становится от этого хуже – ведь скорость усвоения информации не означает потерю интереса к самому процессу чтения.
Читаете ли вы вслух или про себя, в библиотеках или собственной комнате, открывая бумажную или электронную книгу, вообразите, как же сильно изменилось ваше любимое хобби за сотни и тысячи лет. Представьте – и продолжайте читать.
Информация подготовлена по материалам Национальной библиотеки Республики Беларусь.
В торговых объектах РУП "Белсоюзпечать" имеются в продаже книги отечественных и зарубежных писателей на белорусском и русском языке.